Образовательная программа

Образовательная программа Художественной школы ГАОУ ЦО№548

«Художественная школа» 5-11 класс

                                                                               Пояснительная записка

 

Примерная программа учебного предмета «Изобразительного искусства» на уровне основного общего образования составлена в соответствии с Федеральным  законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273 - ФЗ   «Об образовании в Российской Федерации», утвержденными Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования  и с учетом передового опыта преподавания изобразительного искусства. 

 

Программа разработана с учетом актуальных задач воспитания, обучения и развития обучающихся и условий, необходимых для развития их личностных и познавательных качеств, психологических, возрастных и других особенностей обучающихся.

Программа составлена на основе модульного принципа построения учебного материала и не определяет количество часов на изучение учебного предмета, не ограничивает возможность его изучения в том или ином классе и  может быть использована в классах с углубленным изучением изобразительного искусства.

 Программа учебного предмета «Изобразительное искусство» ориентирована на развитие компетенций в области освоения культурного наследия, умения ориентироваться в различных сферах мировой художественной культуры, на формирование у обучающихся целостных представлений об исторических традициях и ценностях русской художественной культуры.

В программе предусмотрена практическая художественно-творческая деятельность, аналитическое восприятие произведений искусства. Программа включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств – живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, театра, фото- и киноискусства.

Метопредметным понятием в изобразительное искусстве является образ, созданный различными средствами выразительности и создаваемый обучающимися в разных видах художественной деятельности.

Изучение предмета «Изобразительное искусство» в рамках формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения научных знаний, которое основано на межпредметных связях с дисциплинами: «История России», «Обществознание», «География», «Математика», «Технология» и др.

Программа состоит из трех разделов: Пояснительная записка;  общая характеристика  учебного  курса, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса; содержание учебного предмета, курса; описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса; планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

Программа учебного предмета «Изобразительного искусства» направлена на формирование:

личностных качеств учащихся, таких, как: готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению,  мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, понимание системы значимых социальных и межличностных отношений, формированию ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию национальной идентичности в поликультурном социуме;

 метапредметных качеств, включающих освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;

предметных компетенций, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения изобразительного искусства знаний  основ изобразительной грамоты, виды и способы практической деятельности создания художественных произведений, формирование художественно-образного и ассоциативного типа мышления, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности.

Изучение изобразительного искусства направлено на достижение следующих целей:

- развитие художественно-творческих способностей у учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

- воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

- освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе собственного творческого опыта и опыта старых мастеров и современных деятелей искусства;

- овладение умениями и навыками художественной деятельности, изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

- формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности, эстетическую и психологическую ценность.

Достижению вышеуказанной целей способствует решение следующих задач:

Развитие  художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности.

Формирование культуры восприятия художественных произведений. Знакомство с образным языком изобразительного искусства на основе творческого опыта.

Предоставление возможности для  творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации.

Овладение основами навыков и приемов изобразительной деятельности разнообразными формами изображения в объеме и на плоскости (с натуры, по памяти, представлению, воображению).

Овладение основами академического рисунка и живописи, линейной и воздушной перспективы, пластической анатомии.        

 Общая характеристика: программа учебного предмета «Изобразительное искусство» имеет большие возможности в развитии творческих способностей учащихся, морально-нравственных ценностей, представлений о реальной художественной картине мира, и предполагает развитие и становление эмоционально-образного, художественного типа мышления, что наряду с рационально-логическим типом мышления, преобладающим в других предметах учебной программы, обеспечивает становление целостного мышления учащихся. Ведущими подходами при изучении предмета являются деятельностный и проблемный. Особое значение приобретает формирование основ критического мышления на базе восприятия и анализа произведений изобразительного искусства, понимания роли искусства в жизни общества.

Изучение предмета должно обеспечить: 

осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности; развитие эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, способности воспринимать эстетику природных объектов, сопереживать им, чувственно-эмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой и выражать свое отношение художественными средствами; развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности;

формирование интереса  и уважительного отношения к культурному наследию и ценностям народов России,  сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и приумножению.

Систематические и регулярные занятия рисунком, живописью, композицией способны принести огромную пользу не только в становлении художника, но и в успешном формировании таких личностных качеств, которые будут полезны в любой сфере деятельности человека. Наблюдательность, зрительная память, конструктивное мышление, способность к анализу и размышлению, настойчивость и целеустремленность.

Учебные и творческие задания определяются в соответствии с возрастными особенностями учащихся  и с учетом приобретенных умений и навыков на каждом этапе обучения. Творческая деятельность с использованием художественных материалов и техник может быть дополнена творческими проектами на основе компьютерных мультимедийных технологий, на базе музейной педагогики и т. п.

 Каждое практическое  задание должно быть организованно с использованием богатого зрительного ряда, слайдов, фотографий, репродукций работ мастеров,  примеров выполненных работ учащимися прошлых лет, демонстрации процесса рисунка учителем. На уроках необходимо использование современный мультимедийных технологий и материалов для придания урокам соответствующей эмоциональной окраски.

Основной принцип работы последовательное  выполнение задач от общего к частному и от частного вновь к общему, и от простого к сложному. Творческие задания позволяют сконцентрировать внимание на разнообразии и красоте выразительных средств, возможности посредством художественных средств выражения передавать богатую гамму личных впечатлений от окружающего мира и самое главное создавать свой не менее богатый и интересный мир.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета:

Цели и образовательные результаты представлены на нескольких уровнях – личностном, метапредметном и предметном.

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы предмета являются: соответствующие личностным характеристикам:

любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества; умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике; социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством; уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов; осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды; ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы являются:

включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы предмета «Изобразительное искусство» являются:

 Формирование основ художественной культуры обучающихся как части их  общей духовной культуры,  как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения; Развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в  архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека; Приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

 Приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация); Развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.

Модуль 1: Рисунок.

Содержание модуля:

 Специфика графики как вида пластических искусств. Линия, штрих, пятно, точка – основные средства выразительности в графики. Основные виды графики по технике исполнения: гравюра и рисунок; их отличия. Рисунок – основа всех пластических видов искусств. Материалы, инструменты и оборудование, необходимые при создании художественных графических работ. Виды графики по назначению: книжная, станковая, плакатная, прикладная. Жанры станковой графики. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА (краткий обзор).

Рисунок как  вид учебной деятельности. Роль рисунка в познании окружающей среды, в  формировании личностных качеств ученика (хорошая зрительная память, наблюдательность, настойчивость, целеполагание, способность к анализу и размышлению), в развитии способности конструктивно мыслить, правильно чувствовать пропорциональные и тональные отношения. Разнообразие видов деятельности в рисунке: работа с натуры, по памяти, воображению, тренировочные задания, рисунок учебных постановок, творческие графические композиции. Основной принцип работы: «от общего к частному, затем снова к общему», «от простого к сложному».

Тренировочные упражнения. Значение тренировочных упражнений в постановке руки, в развитии глазомера, в изучении возможности графических материалов.

Рисунок с натуры. Работа с натуры как основная форма работы в учебном рисунке. Анализ конструкции предмета как основа учебного рисунка. Наброски растительных форм, овощей, фруктов, людей. Основы прямой линейной и воздушной перспективы. Зарисовки, быстрые и ДЛИТЕЛЬНЫЕ ПОСТАНОВКИ * натюрмортов, интерьеры, ФИГУРА ЧЕЛОВЕКА, ГИПСОВЫЕ ГОЛОВЫ*, ПОРТРЕТ. Изучение специфики графических материалов. Последовательность выполнения различных учебных задач.

Работа по памяти и представлению. Значение  работы по памяти и представлению в становлении не только художника-профессионала, но и  активной созидательной личности в различных отраслях человеческой жизнедеятельности. Разнообразие задач, решаемых в работах по памяти и представлению.

Графические творческие композиции. Творческая композиция как способ актуализации полученных знаний, умений и навыков во время работы с натуры и по памяти.

 Основные понятия в рисунке.

- эскиз, компоновка, анализ форм (куб, шар, конус, призма), построение, линейная  и воздушная перспективау, тональная градация, светотень;

- условность, плоскостность изображения, декоративность в рисунке,  силуэтность, симметрия,  асимметрия, стилевое единство, художественный образ;

- пятно, характер пятна, свет, тень, тон, тональная насыщенность, общая масса предметов;

 -  рисунок линейный, коструктивный, пятновой, тональный;

-вертикаль, горизонталь, диагональ, пропорции, ритм, формат, эскиз, соотношение размеров, отношение тонов, статика и динамика в композиции листа;

-ПЛАСТИКА ЛИНИЙ, КОНТУР-АЖУР, ПЕРЕКРЕСТНАЯ ТУШОВКА, РАСТУШОВКА.

Модуль 2: Живопись

Содержание модуля:

Специфика живописи как вида пластических искусств. Цветовое пятно - основное средство художественной выразительности в живописи. Материалы и техники в живописи. Виды живописи по назначению. Жанры станковой  живописи. История развития живописного искусства (краткий обзор).

Живопись как вид учебной деятельности. Цели и задачи учебной живописной практики. Роль рисунка и композиции в учебной живописи. Принципы работы «от простого к сложному», «от общего к частному». Виды учебной живописной деятельности: работа с натуры и по представлению, наброски, краткосрочные этюды, МНОГОСЕАНСНЫЕ РАБОТЫ, ПЛЕНЕРНЫЕ ЭТЮДЫ и т.д. Виды фор-эскизов и работа с ними. Материалы, инструменты и оборудование, используемые в учебной живописи.

Основы цветоведения. Ахроматические и хроматические цвета и их основные характеристики. Основные цвета и работа с ними. Цветовой круг. Контрастные, дополнительные и родственные цвета.

 Акварель как живописный материал. Специфика акварели как живописного материала. Разнообразие акварельных техник. Основной принцип работы в учебной живописи – работа отношениями. ‘A la primma’  как одна из основных техник учебной живописи. Наброски растительных форм, овощей, фруктов, людей. Последовательность выполнения этюдов натюрмортов на различные учебные задачи. СПЕЦИФИКА АКВАРЕЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ НА ПЛЕНЭРЕ. Воздушная перспектива и ее применение на пленэре.

Гуашь как живописный материал. Специфика гуаши как живописного материала. Разнообразие живописных техник при работе гуашью.  Наброски растительных форм, овощей, фруктов, людей. Последовательность выполнения этюдов натюрмортов на различные учебные задачи. Этюды интерьера и этапы работы над ними. ЭТЮДЫ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ГУАШЬЮ НА ПЛЕНЭРЕ.

МАСЛО КАК ЖИВОПИСНЫЙ МАТЕРИАЛ . Специфика масляных красок как живописного материала. Разнообразие живописных техник при работе маслом. Последовательность работы над этюдами натюрмортов, интерьеров, фигуры человека, портрета в масле. Особенности работы маслом на пленэре.

Декоративная живопись. Понятие «декоративная живопись».  Краткая история развития декоративной живописи. Художественный образ,  целостное гармоничное видение в декоративной живописи. Средства выразительности в декоративной живописи. Разнообразие подходов к декоративному решению постановок через ограничение используемых художественных средств.

Живописные творческие композиции. Творческая композиция как способ актуализации полученных знаний, умений и навыков во время работы с натуры и по памяти

Основные понятия.

- художественный образ, цветовая гармония;

- цветовое пятно, ахроматические и хроматические цвета, насыщенность, светлота, цветовой оттенок, тоновые отношения;

- основные цвета, теплые и холодные цвета, цветовая гамма, характер колорита,  дополнительные цвета, родственные цвета, цветовые и тоновые контрасты, рефлексы;

- взаимовлияние цветов, влияние освещения на изменение цвета постановки, воздушная перспектива;

-  колористическое единство, общее тоновое и цветовое состояние;

3 модуль. Композиция.

Содержание модуля:

знакомясь с предметом композиции, изучая произведения искусства, созданные мастерами, наряду с теорией  знакомятся с различными художественными техниками, почти каждая тема курса отрабатывается в нескольких  видах практической  изобразительной деятельности (выполнение работ: живописных, графических, скульптурных, бумагопластических; создание различных видов аппликаций). Все это способствует лучшему пониманию, осваиванию материала, увлеченному, творческому  обучению.

Программный материал предполагает, что результатом педагогического воздействия будут формирование активной жизненной и творческой позиции учащихся, формирование собственного мировоззрения и миропонимания, воспитание художественно-эстетической культуры и художественного вкуса, чувства стиля; интерес к истории и культуре своего народа и народов мира; формирование умений анализировать произведения искусства с композиционной точки зрения, самостоятельно вести наблюдения окружающей действительности, творчески отбирать жизненные впечатления и отражать их в образной форме, используя законы, правила и приемы композиции.

В ходе изучения рассматриваются следующие жанры: «Натюрморт», «Натюрморт в интерьере», «Интерьер», «Натюрморт и фигура человека в интерьере», «Пейзаж», «Иллюстрация», «Сюжетная композиция», «Монументальная живопись», «Портрет». Это позволяет учащимся познакомиться и попробовать себя в основных жанрах и видах изобразительной деятельности.

Художественная культура Древней Руси, и своеобразие,  символичность, обращенность к внутреннему миру человека. Древние корни народного искусства, специфика образно-символического языка. Искусство Древней Руси – фундамент русской культуры. Связь времен в народном искусстве.

Живопись, графика, скульптура и архитектура России XVIII - XX вв. Стили и направления в русском изобразительном искусстве и архитектуре нового времени (БАРОККО, КЛАССИЦИЗМ, РЕАЛИЗМ, СИМВОЛИЗМ, МОДЕРН). Художественные объединения (ТОВАРИЩЕСТВО ПЕРЕДВИЖНИКОВ, "МИР ИСКУССТВА" и др.). Вечные темы и великие исторические события в русском искусстве. Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве; мемориальные ансамбли. Крупнейшие художественные музеи страны (Третьяковская картинная галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина).

Знакомство с произведениями выдающихся русских мастеров изобразительного искусства и архитектуры (А. Рублев, ДИОНИСИЙ, В.В. Растрелли, Э.М. Фальконе, В.И. БАЖЕНОВ, Ф.С. РОКОТОВ, А.Г. Венецианов, И. МАРТОС, К.П. БРЮЛЛОВ, А.А. ИВАНОВ, В.И. Суриков, И.Е. Репин, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, В.М. Васнецов, М.А. Врубель, Б.М. Кустодиев, В.А. СЕРОВ, К.С. ПЕТРОВ-ВОДКИН, С.Т. КОНЕНКОВ, В.И. МУХИНА, В.А. ФАВОРСКИЙ).

Зарубежное изобразительное искусство и архитектура. Знакомство с основными этапами развития зарубежного искусства (виды, жанры, стили). Синтез изобразительных искусств и архитектуры. Ведущие художественные музеи (Лувр, музеи Ватикана, ПРАДО, ДРЕЗДЕНСКАЯ ГАЛЕРЕЯ И ДР.). Знакомство с произведениями наиболее ярких представителей зарубежного изобразительного искусства, архитектуры, выявление своеобразия их творчества (Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти, А. ДЮРЕР, Рембрандт ван Рейн, Ф. ГОЙЯ, К. Моне, П. СЕЗАНН, Ван Гог, О. Роден, П. Пикассо, Ш.Э. ЛЕ КОРБЮЗЬЕ).

Современное изобразительное искусство. Традиции и новаторство в искусстве. Представление о художественных направлениях в искусстве XX в. (РЕАЛИЗМ, МОДЕРН, АВАНГАРД, СЮРРЕАЛИЗМ И ПРОЯВЛЕНИЯ ПОСТМОДЕРНИЗМА). ПОНИМАНИЕ СМЫСЛА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖНИКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Вкус и мода.

Синтез искусств. Синтез искусств как фактор усиления эмоционального воздействия. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества.

Конструктивное искусство: архитектура и дизайн

Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизнедеятельности человека. Единство художественно¬го и функционального в архитектуре и дизайне. Архитектур¬ный образ. Архитектура — летопись времен. Роль и значение памятника архитектуры.Виды дизайна. Промышленный или индустриальный ди¬зайн. Индустрия моды. Архитектурный и ландшафтный дизайн. Графический дизайн. Арт-дизайн. Компьютерная графика и анимация. Проектирование пространственной и предметной среды. Проектная культура. Моделирование пространствен¬ных форм. Технологические приемы работы с материалами.

Изображение в синтетических, экранных видах искус¬ства и художественная фотография

Роль и значение изобразительного искусства в синтетичес¬ких видах творчества. Художник в театре. Проектирование сце¬нографического образа. Изобразительная природа экранных искусств. Телевизионное изображение, его особенности и воз¬можности. Создание художественного образа в фотоискусстве.

Изобразительная природа экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, музыка, звук). Документальный, игровой и анимационный фильмы. Коллективный процесс творчества в кино (сценарист, режиссер, оператор, художник, актер). Фрагменты фильмов (С.М. Эйзенштейн "Броненосец Потемкин", С.П. Урусевский "Летят журавли" и др.). Мастера кино (С.М. Эйзенштейн, А.П. ДОВЖЕНКО, Г.М. КОЗИНЦЕВ, А.А. ТАРКОВСКИЙ И ДР.). Телевизионное изображение, его особенности и возможности.

Компьютерная графика и ее использование в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах.

Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства. Художник-творец-гражданин - выразитель ценностей эпохи.

Анималистический жанр и его особенности. Темы и содержание изобразительного искусства  Др. Руси: А. Рублев «Троица». Понятие композиция, организация картинной плоскости. пластический строй произведения, основные законы композиции, влияние размера и формата картинной плоскости на выразительность композиции, понятие художественный образ, композиционный центр, акцентное пятно. Последовательность работы над композицией.Виды композиционных эскизов. Композиция натюрморта. Композиция пейзажа. Композиция интерьера. Задачи, решаемые в ней.

Композиция фигуры человека. Композиция фигуры человека в интерьере. Многофигурная композиция. Композиция иллюстрации к литературному произведению. Монументальная композиция. Последовательность и правила выполнения. Виды композиции. Ритм, интервал, массы. Их влияние на композиционную выразительность. Значение тонального пятна в композиции. Значение пластического решения. Значение цвета в композиции. Степень стилизации при работе над композицией.

4 Модуль - Декоративно-прикладное и народное искусство.

Содержание модуля: 

формированию эстетического отношению к произведениям традиционной культуры через знакомство с особенностями системы художественных средств народного искусства, с его символическим языком,  доносящим до человека универсальный  способ объяснения мира;

формированию целостного восприятия картины мира на основе взаимодействия народного и профессионального классического искусства;

Помогает  раскрыть синкретичность народного искусства на примере фольклорного фестиваля как синтеза музыкального,  устного и декоративно-прикладного творчества; Развивать умения и навыки работы с различными изобразительными материалами, а также творческого использования выразительных средств в процессе создания тематической и декоративной композиции; формирует навыки и умения художественного конструирования с опорой на план проектируемого объекта;

Активизирует художественно-творческую деятельность учащихся в коллективных формах работы; Развивает умение учащихся давать  собственную нравственно-эстетическую оценку произведениям изобразительного, народного и декоративно-прикладного искусства;

Развивает умение выражать эмоционально-личностное отношение к родной культуре и произведениям, созданным народами мира. Роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека.

Виды декоративно-прикладного искусства ( крестьянское искусство, народные промыслы, современное  декоративно-прикладное искусство).Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора произведений декоративного искусства. Многообразие материалов и техник современного  декоративно-прикладного искусства. Орнамент как основа декоративного украшения. Декоративное искусство Древнего Египта и Греции. Плоскостность изображения. Особенности построения декоративной композиции. Симметрия. Виды симметрии. Цвет в декоративной композиции. Роль черного цвета и гармонизация контрастных цветов. Акцентирование композиционного центра. Условно-символический характер декоративной композиции. Образ единения человека и природы в искусстве. Изображение в искусстве животного как объекта поклонения, изучения и как опоэтизированный художественный образ. Животные в творчестве художников-анималистов Ватагина, Чарушина. Стилизация животных. Особенности построения замкнутой композиции .Равновесие на плоскости, выразительность силуэта. Образы животных в современных предметах декоративно-прикладного искусства. История возникновения аппликации. Виды аппликации: предметная, сюжетная, декоративная, включающая орнамент. Контрастные отношения локальных цветов и фона. Цвет и выразительность силуэта. Теплые и холодные цвета, их взаимодействие в декоративной композиции. Художественная культура  Древней Руси, её своеобразие, символичность, обращенность к внутреннему миру человека.

Древние корни народного искусства, образно-символический язык. Связь времен в народном искусстве. Орнамент как основа декоративного украшения.  История и современное развитие Дымковской игрушки. Возникновение и развитие декоративно-прикладного искусства. Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства.

Русская изба: единство конструкции и декора. Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры. Солярные знаки. Декоративное изображение, их условно-символический характер. Подробное рассмотрение предметов народного быта, выявление символического значения. Круг предметов труда и быта и включение их в пространство дома. Праздничный народный костюм — целостный художественный образ, обрядовые действия народного праздника, их символическое значение. Легенды и мифы в народном искусстве. Декоративные изображения, их условно-символический характер. Лубок. История возникновения, содержание, роль в жизни крестьян. Ритмическая организация элементов на композиционной плоскости. Природа — это гармония, красота, совершенство. Мир бабочек и насекомых. Стилизация природных мотивов. Роль графической разработки в декоративной композиции. Закон 3-х компонентности в декоративной композиции. Декоративное заполнение плоскости в композиции. Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных мастеров. Гармоничное сочетание композиции и орнамента.

Народное художественное творчество. Древние корни народного художественного творчества, специфика образно-символического языка в произведениях декоративно-прикладного искусства. Связь времен в народном искусстве. РАЗЛИЧЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НАРОДНОГО (ФОЛЬКЛОРНОГО) ИСКУССТВА ОТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО. Орнамент как основа декоративного украшения. РАЗЛИЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РУССКОГО ОРНАМЕНТА И ОРНАМЕНТОВ ДРУГИХ НАРОДОВ РОССИИ, НАРОДОВ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН. Древние образы в произведениях народного декоративно-прикладного искусства. Истоки и современное развитие народных промыслов России (ДЫМКОВСКАЯ, ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКИ; ГЖЕЛЬ, ЖОСТОВО, ГОРОДЕЦ, ХОХЛОМА)

 

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса:

 

Учебно-познавательная деятельность

основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;

основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);

выдающихся представителей русского (Э.-М. Фальконе, А. Г. Венецианов, В. И. Суриков, И. Е. Репин, И. И. Шишкин, И. И. Левитан, В. М. Васнецов, М. А. Врубель, Б. М. Кустодиев) и зарубежного искусства (Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буанаротти, Рембрандт Ван Рейн, К. Моне, В. Ван Гог, О. Роден, П. Пикассо) и их основные произведения;

наиболее крупные художественные музеи России (Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина) и мира (Лувр, музеи Ватикана, Прадо, Дрезенская галерея);

значение изобразительного искусства в художественной культуре;

основные виды изобразительных (пластических) искусств

жанры изобразительного искусства: пейзаж, натюрморт, портрет, анималистический жанр, батальный жанр, исторический жанр;

основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);

выдающихся представителей русского (А.Рублев, И. Левитан, И. Шишкин, И. Репин,  М. Врубель, В. Васнецов, В. Суриков, Б. Кустодиев) и зарубежного искусства (Л. да Винчи, Рафаэль Санти, Рембрандт Ван Рейн,  К. Моне) и их основные произведения;

наиболее крупные художественные музеи России (Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина) и мира (Лувр, музеи Ватикана, Прадо, Дрезенская галерея);

значение изобразительного искусства в художественной культуре;

основные виды изобразительных (пластических) искусств

жанры изобразительного искусства: пейзаж, натюрморт, анималистический жанр;

основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);

творчество выдающихся представителей русского (А.Рублев, И. Левитан, И. Шишкин, И. Репин,  М. Врубель, В. Васнецов, В. Суриков, Б. Кустодиев)  и их основные произведения.

значение изобразительного искусства в художественной культуре;

 

анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);

ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;

 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: восприятия и оценки произведений искусства;  самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).

применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;

анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);

узнавать изученные произведения;

 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: восприятия и оценки произведений искусства;

самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн костюма).

 

 

Метапредметными результатами освоения программы являются:

в развитии художественно-образного, эстетического типа мышления, формировании целостного восприятия мира;

в развитии фантазии, воображения, художественной интуиции, памяти;

В формировании критического мышления, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного искусства;

в получении опыта восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений;

в области предметных результатов общеобразовательное учреждение предоставляет ученику возможность на ступени основного общего образования научиться;

в познавательной сфере;

познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества;

осваивать основы изобразительной грамоты, особенности образно-выразительного языка разных видов изобразительного искусства, художественных средств выразительности;

приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;

различать изученные виды пластических искусств;

воспринимать и анализировать смысл (концепцию) художественного образа произведений пластических искусств;

описывать произведения изобразительного искусства и явления культуры, используя для этого специальную терминологию, давать определения изученных понятий;

в ценностно-ориентационной сфере;

формировать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей;

развивать эстетический (художественный) вкус как способность чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров, осваивать мультикультурную картину современного мира;

понимать ценность художественной культуры разных народов мира и место в ней отечественного искусства;

уважать культуру других народов; осваивать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, духовно-нравственный потенциал, аккумулированный в произведениях искусства;

ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;

               

в коммуникативной сфере:

ориентироваться в социально-эстетических и информационных коммуникациях;

организовывать диалоговые формы общения с произведениями искусства;

в эстетической сфере:

реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на эстетическом уровне;

развивать художественное мышление, вкус, воображение и фантазию, формировать единство эмоционального и интеллектуального восприятия на материале пластических искусств;

воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового изобразительного искусства, уметь выделять ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности;

проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры; формировать эстетический кругозор;

в трудовой сфере:

применять различные выразительные средства, художественные материалы и техники в своей творческой деятельности.

 

Методическое обеспечение

Формы занятий:

Преимущественно практическая.

Рисунок с натуры по памяти, воображению и представлению.    Самостоятельная и/или коллективная работа над рисунками.

Предлагаемая модель занятий включает в себя три обязательных элемента: практическая разминка (наброски); освоение необходимой теоретической базы; выполнение специальных заданий, показ и обсуждение результатов.

 

Методы обучения:

1. Принцип единства обучения, деятельности и развития «Каждый ребёнок талантлив по-своему!».

2. Принцип индивидуально-коллективного творчества. Развитие способностей ребёнка происходит через коллективно-распределённые формы деятельности. Студия - это коллектив, участвуя в деятельности которого ребёнок получает возможность:

• сформировать свой индивидуальный творческий интерес;

• определить своё место в единой творческой команде;

• получить навыки ориентации в иерархической структуре, где существует необходимость ролевого распределения и субординация.

3. Принцип сотрудничества руководителя и учащихся.

4. Принцип наглядности и аналитического подхода к творчеству взрослых.

5. Принцип постепенности и непрерывности (от простого к сложному, от замысла к воплощению).

6. Принцип единства содержания и формы.

 

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса

Работа с  детьми требует создания такой системы воспитания и обучения, которая бы учитывала их психологические особенности и способствовала благоприятной, атмосфере для реализации и развития одаренной личности.

 

Главные требования заключаются в следующем:

1. Признание и понимание личности ребенка, его творческой деятельности.

2. Особые условия и методы обучения и воспитания (наличие проблемных методов работы, наличие творческих заданий, предоставление свободы выбора способов выполнения задания).

3. Использование обучающих приемов, направленных на развитие особой чувствительности в соответствии с видом деятельности (музыкальной, восприятие формы и цвета, движения и др.).

Для того, чтобы творческие способности не сворачивались по ходу освоения нестандартных приемов и способов, принятых в разных видах деятельности, следует использовать наиболее эффективные приемы обучения, которые бы содержали в себе черты творческой деятельности. Такой особенностью обладает игровая деятельность: применяя опыт в игровой деятельности, ребенок может творчески его использовать. Особое значение имеют специально разработанные развивающие игры, которые моделируют необходимые приемы и способы художественной и познавательной деятельности. Игра обеспечивает активное участие человека и сопровождается эмоциональным отношением к процессу деятельности.

 

Comments